Долг киевского метрополитена фирме с орбиты Юрия Иванющенко увеличился до 1 млрд грн

22.02.2016 23:55
По материалам: corruptua.org
Долг киевского метрополитена фирме с орбиты Юрия Иванющенко увеличился до 1 млрд грн

В 2009 году “Киевский метрополитен” заключил договор с компанией “Укррослизинг” на покупку в лизинг 100 вагонов для столичной подземки. Сумма сделки на момент подписания договора составила почти 1,4 миллиарда гривен. Как выяснилось позже, поставщик, связанный с разыскиваемым функционером времен президентства Януковича Юрием Иванющенко, и российским госбанком, продал вагоны подземке с огромной наценкой и завозил их в Украину обходными путями с помощью нескольких офшоров. Сегодня, выплатив большую часть суммы, метрополитен должен вернуть компании еще 1 млрд грн сверху завышенной стоимости. Дело в том, что сумма сделки привязана к курсу доллара.

БЛУЖДАЮЩИЕ ВАГОНЫ

Около года назад CorruptUA.org рассказывал историю о том, как одно решение Киевсовета привело к потерям столичного бюджета на сумму 500 миллионов гривен. Речь идет о решении чиновников продлить на 4 года срок действия договора по закупке в лизинг 100 вагонов для киевской подземки – с 2009-2014 гг. до 2009-2018 гг.

Тендер на приобретение вагонов был проведен еще в 2009 году, а его победителем стала малоизвестная компания “Укррослизинг”. Сами вагоны, должны были обойтись в 800 млн грн, еще 590 млн предусматривались, как лизинговое вознаграждение компании. Срок выплаты – 5 лет, до конца 2014 года.

Позже, после внеплановой проверки метрополитена Министерством экономики тендер заблокировали, но коммунальное предприятие через суд отменило это решение.

Согласно условиям тендера, “Укррослизинг” должен был сотрудничать напрямую с производителями или официальными дилерами, но вместо этого он купил вагоны у британской “прокладки” Victoria Alliance ltd с уставным фондом в один фунт стерлингов.

До этого составы успели пройти еще минимум через две компании: донецкую “Буэнор” и киевскую “Мервин”, которые после сделки были ликвидированы. С каждой перепродажей вагоны значительно набирали в цене и в конечном итоге подорожали в 2,5 раза. При этом, произведенные в России, они, почему-то, попали в Украину с территории Литвы, а перед Киевом, успели побывать в Донецке.

Все эти фирмы оказались связаны между собой через директоров и владельцев. Кроме того, прямо или косвенно, они были связаны с беглым соратником екс-президента Виктора Януковича Юрием Иванющенко, который сейчас находится в розыске, и российским государственным “Внешэкономбанком”.

“Киевский метрополитен” должен был расплатиться с “Укррослизингом” до конца 2014 года, но денег на это не хватило, поэтому Киевсовет изменил в старом решении несколько цифр и договор был продлен до 2018 года.

Не смотря на данные проверок Госфининспекции и Минэкономики, “Киевский метрополитен” все же собирался выплатить подозрительной компании еще 500 миллионов гривен.

КУРСОВАЯ РАЗНИЦА

В июле 2015 года учредитель “Укррослизинга” – кипрская компания Ukrrosleasing Cyprus Limited решила, что хочет получать деньги напрямую, а не через украинскую дочку. Фирмы составили договор о переуступке прав требования на оставшуюся суму и обратились с ним к метрополитену. Последнему такие действия показались незаконными, поэтому вопрос пришлось решать в суде.

В этом споре фемида стала на сторону подземки, потому что, по закону, переуступать права можно только на действующие требования, а в данном случае, хоть и по вине самого метрополитена, но они были просрочены.

Таким образом, в декабре 2015 года Хозяйственный суд Киева отказал Ukrrosleasing Cyprus Limited в удовлетворении иска.

Но вся юридическая волокита с определением правильности переуступки прав требования оказалась не столь важна, как другая информация, представленная в решении. Из нее следовало, что подземка неспешно расплачивалась с “Укррослизингом”, но, не смотря на это, общая сумма долга все равно выросла.

Напомним, что в феврале прошлого года, отвечая на запрос CorruptUA.org, “Киевский метрополитен” сообщил, что ему осталось выплатить поставщику еще 500 миллионов гривен. Но в решении Хозсуда Киева фигурировала уже гораздо большая сумма – 1,16 млрд грн.

Из этой суммы:

301 млн грн – это возмещение стоимости предмета лизинга, то есть вагонов;
98 млн грн – вознаграждение лизингодателя;
756 млн грн – корректировка задолженности по лизинговым платежам на коэффициент корректировки KNBU.
Все дело в том, что договор, заключенный по результатам тендера еще в далеком 2009 году был составлен с привязкой к курсу доллара. Коэффициент корректировки KNBU – это коэффициент, рассчитываемый по факту изменения официального курса Национального банка Украины (НБУ) между датой заключения договора и датой уплаты лизингового платежа.

В 2009 году, когда был подписан договор, официальный курс НБУ составлял 7,63 грн/долл., а в 2015, когда “Укррослизинг” хотел переуступить права требования – 22,06 грн/долл. Разделив второй показатель на первый, получаем коэффициент 2,89. Умножаем сумму чистого долга в 399 млн грн (стоимость вагонов + вознаграждение продавцы) и получаем 1,16 млрд грн.

Но и это еще не конец истории. За последние несколько месяцев курс снова изменился и довольно существенно. По состоянию на 22 февраля, он составлял 26,85 грн/долл., соответственно, коэффициент KNBU вырос до 3,5, а общая сумма долга “Киевского метрополитена” перед “Укррослизингом” до 1,4 млрд грн. Т.е. по сути, обновленная сумма долга превысила первоначальную стоимость сделки.

Самое интересное в этой истории то, что подземка подала встречный иск на Ukrrosleasing Cyprus Limited и ее дочку, но все, что требовало коммунальное предприятие – это признать договор о переуступке прав требования недействительным. Ни слова о том, что предприятие несогласно с вышеуказанными сумами в решении нет.

Исходя из данных, приведенных в судебном решении, за весь 2015 год “Киевскому метрополитену” удалось выплатить примерно 100 млн грн. Если он будет продолжать рассчитываться по долгу с такой же скоростью, то сможет погасить его лишь к 2030 году. А если гривна продолжит падать, то выплата долга может растянуться и на более длительный срок.

Горячие новости

При копировании материалов прямая открытая для поисковых систем гиперссылка на cityband.com.ua обязательна. А также